https://youtu.be/aKaXA9CrFnc?t=5h36m
Поиск несуществующих закономерностей
- Случайный блуждание легко спутать с реальными трендами и циклами.
- Люди видят закономерности даже там, где их нет.
Доходность получается случайным образом. Но люди всё равно ищут закономерности, строят модели. В большинстве случаев это самообман. Поэтому аналитики - это зачастую или шарлатаны или мошенники. Зарабатывать выше рынка могут в основном только крупные компании с большим штатом специалистов. Остальные занимаются игрой.
Что делать?
Скептицизм + аккуратный статистический анализ
Ожидание репрезентативности
- "Закон маленьких чисел" - ожидание, что маленькая выборка будет обладать характеристиками большой
- Экстраполяция коротки выборок
- Ожидание "возвращения к среднему", если оно известно
- Всегда учитывать размер выборки
- Не следуйте за трендами
Эффект "выжившего"
Самолёты возвращались с войны. Учёные проанализировали места попадания пуль. В пилота вообще пули не попадали, поэтому его место не нужно защищать, чтобы сэкономить на броне? Очевидно, что при попадании пули самолёт просто не возвращается и выпадает из выборки. Получается, что наоборот, места, в которые не попадали пули, нужно защищать бронёй.
Аналогично с паевыми инвестиционными фондами (ПИФами). Вам могут показывать высокую доходность каких-то фондов, но не все их них дожили до сегодняшнего дня. Среди выживших сеть фонды с талантливыми или просто везучими управляющими.
Игнорирование акций/фондов/фирм, которые уже не существуют
- Приводит к существенной переоценке исторической доходности
- Учитывайте исчезнувшие акции/фонды/фирмы
- Переоценка своих знаний
- Недооценка рисков
- Индивидуальные инвесторы зарабатывают меньше, если торгуют чаще
Что делать:
- Не играйте на рынке - инвестируйте (думайте, анализируйте и находите прибыльные компании)
- Люди страдают от потерь больше, чем радуются выигрышам
- Избегают признать потери
- "Цепляются" за проигрышные вложения
- Выбирайте инвестиционную стратегию и не отступайте от неё
- Фокус на инструментах, попавшихся на глаза
- Непропорциональная роль СМИ
- Влияние "хайпа"
- Не обращайте много внимания на СМИ
- Вы должны искать информацию, а не она вас
Journal information