https://www.ted.com/talks/tom_wujec_build_a_tower/transcript?language=ru
Несколько лет назад здесь, на конференции TED, Питер Скиллман предложил дизайнерскую задачку, называлась она «задача с зефиром». Идея очень проста. Группы по 4 участника строят как можно более высокую башню, имея лишь 20 макаронных палочек, 1 метр клейкой ленты, 1 метр бечёвки и зефира. Зефир должен располагаться грузиком на макушке башни. Может показаться, что это легко, но на самом деле задача трудная, потому что она вынуждает участников в быстром темпе установить сотрудничество. Мне эта идея понравилась, и включил её в программу своих семинаров по дизайну. Идея, как оказалось, имела огромный успех. К настоящему времени я провёл по всему миру около 70 таких семинаров по дизайну со студентами, дизайнерами, архитекторами, и даже с техническими руководителями крупнейших фирм Fortune 50. Оказалось, что это задание помогает узнать глубокие стороны человеческого сотрудничества, и я хотел бы поделится с вами некоторыми выводами.
Обычно большинство людей начинают с того, что настраиваются на работу: говорят о задании, пытаясь прикинуть, как будет выглядеть результат, исподволь пытаются добиться влияния в группе. Затем какое-то время уходит на планирование и организацию: участники рисуют наброски и раскладывают макароны, и большую часть времени они тратят на то, чтобы собрать трубочки в постепенно возвышающуюся башню, и наконец, когда у них почти не остаётся времени, в дело вступает зефир: они робко пытаются установить его на макушку. Потом участники отходят назад и… фанфары: та-даа! Все восхищаются результатом собственного труда. Однако на самом деле, в большинстве случаев «та-даа!» переходит в «ой-ой!», потому что груз зефира заставляет башню сначала изогнуться, а потом и вовсе развалиться.
В результате у некоторых участников больше, чем у других, концовка сопровождается нотой «ой-ой!», и среди них хуже всего дело обстоит с недавними выпускниками бизнес-школ. (Смех) Для них характерны обман и надувательство, они легко отвлекаются и башни у них в результате получаются дефектные. Конечно же, немало команд создают башни типа «Та-даа!», и среди них лучше всех дело обстоит у недавних выпускников детских садов. (Смех) Достаточно удивительно. По словам Питера, они не только создают самые высокие башни, но и самые интересные.
У вас может возникнуть вопрос: Как это так? Почему? Что в них такого? Питер любит повторять: «Ни один ребёнок не транжирит время на попытки стать Президентом Макаронной Корпорации». Они не тратят время на подковёрную борьбу за влияние в группе. Но есть и другая причина. Дело в том, что выпускников бизнес-школ учили разрабатывать единственно правильный план. Вот они и применяют это на практике. Типична для них ситуация: они пытаются закрепить зефир на макушке, но у них кончается время. И что потом бывает? Ничего хорошего. Кризис называется. Знакомое слово? Ещё бы. Детишки из детского сада ведут себя иначе: они начинают сразу с зефира, и создают прототипы, которые с каждым разом всё более удачные, при этом зефир всё время на макушке, а потому они успевают по ходу дела многократно подправлять нескладные прототипы. Такой тип сотрудничества хорошо знаком дизайнерам: это – основа итерационного процесса. Каждый новый вариант даёт ребёнку понимание того, что – удачно, а что – неудачно.
Возможность опробовать прототипы играет тут огромную роль, но давайте проанализируем результаты по различным группам. Средняя высота башен была примерно 50 см, у выпускников бизнес-школ – примерно половина этого, у юристов – незначительно лучше, а намного лучше получалось у детей: лучше, чем у большинства взрослых. А какая группа лучше всех? Архитекторы и инженеры. Слава богу! (Смех) 99 см – высший результат среди всех, что я видел. Как это удаётся? Они понимают, что треугольники и само-закрепляющиеся геометрические фигуры – основа строительства устойчивых сооружений. Главные Руководители – результаты чуть выше среднего. А вот это действительно любопытно: если в команду руководителей ввести одного высшего администратора, результат резко улучшится. (Смех) Невероятно, но одного взгляда иногда достаточно, чтобы сказать: «Вот эта команда победит!» Можно даже заранее быть уверенным. Почему? Потому, что у таких людей есть навыки организационной работы. Они управляют процессом, они понимают процесс. Любая команда с умением управлять работой, уделить этому нужное внимание, добивается существенно лучших результатов. Специализированные навыки плюс организационные навыки – такая комбинация даёт высокую гарантию успеха. Обычно, если участвует 10 команд, башня возвышается только примерно у шести из них.
И вот я провёл интересный эксперимент. Я решил увеличить ставки и учредил приз – программное обеспечение стоимостью в $10000. Какой эффект, по вашему мнению, это имело на участников? Каков был результат? Вот он. Ни одна команда не смогла установить башню. Если кто-то смог бы выдать башню высотой, скажем в 2 см, то эта команда забрала бы себе приз. Интересно: насколько сильно влияет само наличие высокой ставки. Мы повторно провели эксперимент с той же группой. И что, вы думаете, получилось? К этому времени они уже знали ценность прототипов. Наихудшая до этого группа стала одной из лучших. [Надпись: Высокие ставки + информированность] Им удалось построить самую высокую башню за кратчайший срок. Мы можем сделать важные выводы о связи стимула и успеха. [Надпись: Стимул + умение = успех; Стимул + неумение = неуспех]
Можно спросить: А нужны ли кому-нибудь эти «задачки с зефиром» вообще? Нужны, и вот почему. Моя работа состоит в оказании помощи группам специалистов по разработке цифровых инструментов и процессов при производстве автомобилей, создании видеоигр и визуальных эффектов. Задачка с зефиром даёт возможность обнажить скрытые, невысказанные предположения. Ведь, по правде говоря, у каждого проекта есть свой зефир, есть свой решающий грузик. Задачка создаёт условия совместного опыта, общего языка, единой установки на строительство прототипа. Вот в чём ценность опыта решения такой простой задачи.
Если кого это заинтересует, можете обратиться на сайт marshmallowchallenge.com. Это – блог, где вы найдёте пошаговые инструкции по организации семинаров для решения задачки с зефиром. В разных странах люди находили самые сумасбродные варианты нестандартных подходов и интерпретаций правил. Там же есть данные о мировых рекордах.
Главный же вывод, я думаю, в том, что дизайн – это по-настоящему контактный вид спорта. Он требует от нас всей полноты чувств и предела наших мыслительных способностей, нашей вовлечённости и активного подхода при решении стоящих перед нами задач. И иногда, как показал наш опыт, небольшой прототип играет решающую роль для того, чтобы досадное «ой-ой» превратилось бы в победное «та-даа». А это уже имеет огромное значение.
Благодарю вас.
(Аплодисменты)
Journal information